В рамках недели «Подросток и закон»

В 11 «А» классе (кл.рук.Басова Т.В.) в рамках недели «Подросток и закон», прошел классный час «Правонарушения и ответственность».

Ребята говорили о правонарушениях и ответственности несовершеннолетних

Выяснили какие виды правонарушений существуют? Как предотвратить правонарушение?

Правонарушение — виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое право дееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность

Правонарушение, как это следует из самого термина, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит "преступить" закон, право.

Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения)

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, гражданскую

Дисциплинарные:

систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу "от простого к сложному", делая упор на усилении воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

исключение из учреждения.

К примеру:

за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;

за опоздание на урок – выговор;

за драку – строгий выговор и т. д.

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом правления социальными процессами в обществе. Административное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства.

Преступление (уголовное преступление) — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом), а также по материальному признаку (высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).

Прилагательное «уголовный» было введено в правовой лексикон в последней четверти XVIII века. Его происхождение является двояким: с одной стороны, оно восходит к юридическим памятникам Древней Руси, употреблявшим такие термины, как «голова» (убитый человек), «головник» (убийца), «головщина» (убийство), «головничество» (вознаграждение родственникам убитого), с другой стороны — к латинскому прилагательному capitalis (от caput — голова, человек, индивидуум), которое в римском праве входило в названия наиболее суровых видов наказаний, связанных со смертной казнью, лишением свободы или римского гражданства[3]. В русской средневековой литературе (XVI век) в ходу было слово «уголовие» со значение «лишение жизни», «лишение головы»: Это самое страшное общественно опасное деяние.

Когда на скамье подсудимых оказывается подросток, это всегда беда. Для него самого, для его родителей. Для всего общества.

Некоторые из подростков убеждены, что до 18 лет, чтобы они ни совершили, все равно им ничего не будет.

Может быть, и в самом деле несовершеннолетие - это щит от всякого наказания?

Разумеется, нет. За большинство преступлений, предусмотренных уголовным кодексам РК, виновные привлекаются к ответственности, если им до совершения преступления исполнилось 16 лет. В этом возрасте он имеет достаточно четкое представление о том, чего делать нельзя. И каждый 16-летний молодой человек знает, что кража, хулиганство – это преступление. По закону несовершеннолетний преступник лишается свободы на срок не свыше 10 лет, даже если за данное преступление предусмотрена более суровая санкция.

В соответствии с Гражданским Кодексом РК правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Правовая самостоятельность (правоспособность) гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению 18-го возраста. Однако правовая дееспособность приходит юному гражданину и раньше этого возраста, по мере роста сознательности, ответственности, способности принимать разные решения.

В ходе обсуждения ребята говорили о том, что же толкает подростков на совершение право равных действий. Пришли к выводу, что никогда не понять причину правонарушений среди подростков, если не уяснить себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!»