В 10 «А» классе(кл.рук. Яцун А.Г.) прошёл урок мужества «Освобождение Ленинграда от фашистской блокады», посвящённый 74-ой годовщине освобождения города от немецкой блокады.
…Блокада Ленинграда - это неслыханное испытание человека на человечность, достоинство, любовь к близким, сострадание, сердечность. Эти испытания были ежедневными, страшными, потому что голод представить вообще невозможно, не пережив его…
На момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей.
Кроме того, в пригородных районах (в кольце блокады) осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие тысячи семей хотели бы выехать, но пути были отрезаны.
Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых. И взять город голыми руками.
Дети вместе со взрослыми голодали и мерзли в блокадном Ленинграде, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводах – делали снаряды. За мужество и храбрость их наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г».
Нужда поистине изобретательна. Из дрожжей приготовляли супы, которые засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся по карточкам. Тарелка дрожжевого супа часто была единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей. Из мездры шкурок опойков (молодых телят), найденных на кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня были крайне неприятными, но кто обращал внимание на это? Голод подавлял все чувства. На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла слоями мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь к муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же направляли в хлебопечение. Хлебных суррогатов было найдено, переработано и съедено 18 тыс. т, не считая солодовой и овсяной муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков.
Особенно трудной была зима 1942 года, стояли сильные морозы, не работал водопровод, трудно было достать дрова.
Воду брали прямо из Невы.
Люди умирали прямо на улицах.
Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале.
Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде.
Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на Ладожском озере, но были не в силах ускорить его нарастание.
20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы, а потом и грузовики с продовольствием…
Почти 900 дней (8 сентября 1941 г.- 27 января 1944 г.) Ленинград жил и боролся во вражеском кольце. Неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы в дни небывалой в истории блокады.
За годы блокады погибло по разным данным от 400 тыс. до 1 млн. человек. Причем только 3% из них от бомбежек, артобстрелов, а остальные 97% от голода…
Учащиеся прослушали рассказ классного руководителя Яцун А.Г. под музыкальное сопровождение «Ленинградской симфонии» Дмитрия Шостаковича. Подтверждали рассказ учителя фотографии со слайдов презентации. Учащиеся закрепили и проверили свои знания о блокаде Ленинграда в ходе мультимедийной викторины.
В завершение классного часа все ребята почтили павших минутой молчания.
В 1 «Б» классе» (кл.рук.Бабина Ю.М.) также проведён Урок Мужества, посвящённый памятной дате, в ходе которого ребятам рассказали о жизни ленинградцев в годы блокады, зачитывались отрывки из дневников и мемуаров людей, живших в Ленинграде в годы блокады.