Урок Мужества для учащихся 8 «А» класса посвящён Михаилу Павловичу Бабычу — последнему наказному атаману Кубанской области. Его персона заслуживает внимания из-за своего символического значения в истории Кубани. Убежденный монархист, человек, большую часть жизни отдавший военной службе, руководивший областью девять лет, повлиявший на культуру и историческое наследие Кубани, был смещен с должности после Февральской революции и затем жестоко убит в Гражданскую войну. Разобраться ребятам в биографии знаменитого земляка помогла классный руководитель Малькова Татьяна Григорьевна, которая рассказала о военной биографии Михаила Бабыча, его героической и в то же время трагической судьбе.
Михаил Павлович Бабыч — коренной кубанский казак. Родился в станице Нововеличковской в 1844 году в семье генерал-лейтенанта, участника Русско-турецкой и Кавказской войн. В 1894 году в возрасте 50 лет женился на 25-летней Софии Иосифовне Сташевской, дочери статского советника и дворянина. В браке родились две дочери.
После окончания Воронежского кадетского корпуса и Кавказской учебной роты Бабыч, начав юнкером в 1862 году, стал постепенно продвигаться по служебной лестнице и получать боевые ордена. Его путь к чину наказного атамана выглядел так:
1877 — получил звание капитана во время событий Русско-турецкой войны
1880–1881 — воевал в Средней Азии во время Ахал-текинской экспедиции
1889 — назначен полковником
1897 — переведен на родину и назначен атаманом Екатеринодарского отдела, который включал в себя современные территории Краснодара и Горячего Ключа, Северский и Динской районы, часть Усть-Лабинского района, Тахтамукайский и Теучежский районы Адыгеи
1899 — старший помощник начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска в чине генерал-майора
1906–1908 — находился на посту военного губернатора Карсской области, располагавшейся на территории современной Турции,
1907 - произведен в чин генерал-лейтенанта,
1908 — назначен начальником Кубанской области и наказным атаманом Кубанского казачьего войска.
Современники характеризовали Бабыча как хорошего администратора и беспрекословного человека. Казаки искренне называли Бабыча родным отцом — «ридный батько». Занимая высокое положение, он всегда помогал обратившимся к нему за помощью.
Бабыч принимал посетителей в своем доме каждый день, без выходных, невзирая на социальный статус своих гостей. Кубанский казак полковник Елисеев писал, что атаман был по-настоящему скромным. В одну из их встреч при Бабыче в самом центре Екатеринодара не было ни конвоя, ни даже казака-ординарца, и одет он был в обычную темно-серую строевую черкеску при черном бешмете.
В 1914 году Бабычу исполнилось 70 лет, но ни свой юбилей, ни 50-летие своего служения в офицерских чинах он праздновать не стал. Современники приписывают ему следующие слова: «Победим Германию, тогда и отпразднуем». В том же 1914 году за отличие по службе в чине офицера был произведен в чин генерала от инфантерии.
Бабыч придавал большое значение охране исторических памятников Кубанской области. Он контролировал станичных атаманов, чтобы те следили за сохранностью древних курганов, наказывали грабителей, взыскивали с кладоискателей деньги, которые впоследствии направлялись на благотворительность.
7 июля 1908 года Бабыч издал приказ: «…учредить Кубанский войсковой этнографический и естественно-исторический музей в г. Екатеринодаре. В этом музее должны быть наглядно представлены: природа края, прошлая и настоящая жизнь всего населения во всех его проявлениях мысли и труда».
После смерти Евгения Фелицына, основателя нынешнего Краснодарского государственного историко-археологического музея, вся музейная библиотека, собранные документы и фотографии стали расходиться в частные коллекции. В 1909 году был издан приказ Михаила Бабыча о комплектовании личного архива Фелицына и передачи его войсковому музею.
В станице Таманской по его распоряжению в 1911 году был возведен памятник первым запорожцам, высадившимся на Тамани. Там же на выделенные им средства в 1908 году была построена грязелечебница на косе Тузла, которая изначально предназначалась для больных войскового сословия, но лечение могли проходить и иногородние. Грязелечебница была разрушена во время Великой Отечественной войны.
При содействии Бабыча и его жены Софии в Екатеринодаре было открыто музыкальное училище. Он председательствовал в комиссии по возведению памятника Екатерине II. Открыл школу прапорщиков для заслуженных казачьих подхорунжих. Во время его правления было построено много школ. Гимназия, возведенная в родовом имении в станице Нововеличковской на деньги семьи Бабыч, работает до сих пор.
Атаман Бабыч узнал о государственном перевороте в Петрограде в 1917 году 1 марта и попытался задержать телеграмму. Но сообщение попало в руки большевикам и в тот же день было зачитано на собрании рабочих.
7 марта в «Кубанских ведомостях» появилась речь атамана, где он призывал «всех жителей дорогого и родного края к полному спокойствию» и делал акцент на том, что самая главная задача нового правительства сейчас — победить в Первой мировой войне. При этом фрагмент о величии царя был намеренно опущен редакцией газеты.
13 марта 1917 года Бабыч был уволен со службы Временным правительством. В официальных документах значилось «согласно прошению, по расстроенному здоровью, с мундиром и пенсией», но Городская дума еще за несколько дней до его отставки обсуждала необходимость отправить в Петроград представителя Совета Рабочих Депутатов для решения вопроса о смещении высшей власти в Екатеринодаре. В глазах новой власти Михаил Бабыч слишком сильно ассоциировался с прежним режимом и монархией, чтобы оставаться на посту руководителя области.
15 марта в газете «Листок войны» появилась заметка, что генерал Бабыч с женой и детьми покинул Екатеринодар. По данным, приводимым Ф.И. Елисеевым, семья уехала в Кисловодск. После в новом доме 74-летнего генерала постоянно проводили обыски, его несколько раз арестовывали, но отпускали за отсутствием состава преступления.
В ночь с 6 на 7 августа 1918 года в дом Бабыча ворвался вооруженный отряд во главе с матросом Рубаном, начальником контрразведки. Был произведен очередной безрезультатный обыск, после чего генерала увезли в Пятигорск, где он был приговорен к смертной казни. Там, у подножия горы Бештау, царского генерала пытали, заставили самому рыть себе могилу и привели приговор в исполнение. Супруге бывшего атамана Софии Иосифовне даже отказали в просьбе отслужить панихиду по мужу.
После, в 1919 году, по приказу генерала Деникина останки казака нашли в чужой могиле и вывезли в цинковом гробу в Екатеринодар. Опознание проводили по зубам и волосам.
После отпевания было проведено перезахоронение с воинскими почестями в усыпальнице собора Святой Великомученицы Екатерины.