«Чтобы помнили…» Урок Мужества с таким названием прошёл сегодня в 8 «А» классе (классный руководитель Малькова Татьяна Григорьевна). Посвящено мероприятие Международному дню памяти жертв Холокоста и проведено в рамках месячника оборонно – массовой и военно – патриотической работы в школе. Ребята посмотрели фильм образовательного портала Видеоуроки.net.
27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Резолюция об этом была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций 1 ноября 2005 года.
В своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены разработать просветительские программы, чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем. Так что же такое холокост?
«Холокост» в переводе с древнегреческого означает «всесожжение», «уничтожение огнём», «жертвоприношение». В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и уничтожению евреев в 1933—1945 годах.
Впервые этот термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира, американским и французским еврейским писателем Эли Визелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения. После всемирной премьеры в 1978 году одноимённого американского многосерийного телевизионного фильма термин «холокост» активно стал применяться для названий музеев, мемориалов и образовательных центров, посвящённых этой трагической странице в истории человечества. В Израиле и некоторых других странах используется также термин «Шоа», обозначающий «Катастрофа европейского еврейства».
Дата памятного дня выбрана неслучайно. 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти «Освенцим». Узнав о нём, мир вздрогнул. Даже сегодня многим трудно представить ужасы, которые творились в этом и подобных ему лагерях.
Убийство людей, попавших в «Освенцим», было в прямом смысле слова поставлено на конвейер и осуществлялось с использованием новейших изобретений науки. Лучшие техники и инженеры Рейха искали пути наиболее дешёвого и массового уничтожения целых народов и рас. Одним из результатов их работы стало «изобретение» своеобразного тандема: газовая камера плюс крематорий, а практика их применения была доведена до автоматизма.
После прибытия в лагерь заключённых сортировали на пригодных и непригодных к работе. Детей, стариков, инвалидов прямо с железнодорожной платформы перегоняли к газовым камерам и крематориям. Жертв загоняли в так называемую «раздевалку». Людям приказывали полностью раздеться, затем их вели якобы в «душ». На самом деле несчастных направляли в газовые камеры. По приказу дежурного «врача» открывались баллоны с ядовитым газом «Циклоном Б», и их содержимое через вентиляционные трубы направлялось в газовые камеры. Спустя считаные минуты жертвы умирали от удушья и отравления. Затем человеческие тела отправлялись на сожжение в крематории, а полученный в результате этого пепел использовался для удобрения сельскохозяйственных полей.
Узники, которые избегали немедленной смерти, будучи отобранными для труда, систематически лишались индивидуальных черт. Им сбривали волосы, на левом предплечье наносили в виде татуировки регистрационный номер.
Надпись над входом в лагерь гласила: «ARBEIT MACHT FREI», что означает «Труд ведёт к свободе». Реальность была прямо противоположной. Труд стал ещё одной формой геноцида, которую нацисты назвали «уничтожение работой».
В «Освенциме», как и в сотнях других немецких лагерях принудительного труда на территории Рейха и оккупированной Европы, пленные работали и вне лагерей — в угольных шахтах и каменоломнях, а также на строительстве, прокладке туннелей и каналов.
Каждый день превращался в борьбу за выживание в невыносимых условиях. Пленных содержали в простых бараках без окон, не защищённых от жары или холода. Заключённые всегда голодали. Рацион состоял из жидкой похлёбки из гнилых овощей и мяса, нескольких сот грамм хлеба, кусочка маргарина, чая или горького напитка, отдалённо напоминающего кофе. Многие страдали от диареи. Ослабленные обезвоживанием и недоеданием, люди становились лёгкими жертвами инфекционных болезней, распространявшихся в лагере.
В «Освенциме» проводились жестокие «медицинские эксперименты» над мужчинами, женщинами и детьми. Медик СС доктор Йозеф Менгеле проводил болезненные и травмирующие эксперименты на карликах и близнецах, включая маленьких детей. Одной из целей экспериментов было улучшение медицинского лечения, предоставляемого немецким солдатам и лётчикам. Кроме того, учёные искали новые методы стерилизации людей тех национальностей, которых нацисты считали низшими. Многие подопытные умирали во время экспериментов. Других убивали после завершения «исследований», а их органы извлекали для дальнейшего изучения.
Большинство пленных «Освенцима» оставались в живых только несколько недель или месяцев. Те, кто был слишком болен или слаб, чтобы работать, были обречены на смерть в газовых камерах. Некоторые совершали самоубийство, бросаясь на электрические провода. Другие напоминали ходячие трупы, сломленные физически и духовно.
Как свидетельствуют документы Нюрнбергского трибунала, в «Освенциме» погибло 2,8 миллиона человек, 90% из которых были евреи. Точное количество погибших в «Освенциме» так и не удалось установить, поскольку многие документы были уничтожены, а сами немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры сразу по прибытии.
Жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев в Европе, где вместе с 4,5 миллионами взрослых было уничтожено 1,5 миллиона детей. Именно такое количество указано в приговорах Нюрнбергского трибунала. Однако это число является условным, ведь полного поимённого списка жертв этой трагедии нет. Всё потому, что к концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти. Кроме того, часто еврейские общины уничтожались целиком, и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших.
«Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи… Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход», — это последняя запись в дневнике еврейской девочки Анны Франк, вскоре все жильцы дома были арестованы. В 1945 году Анна умерла в концлагере от тифа. Ей было всего 15 лет.
В национальном мемориале Катастрофы и Героизма «Яд Вашем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о примерно 4 миллионах жертв, которые поимённо идентифицированы.
Мемориалы и музеи, посвящённые Холокосту, есть во многих странах мира. Среди них Музей «Яд Вашем» в Иерусалиме, Центр документации и мемориал в Париже (Франция), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (Нидерланды), Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне (США), Музей памяти еврейских детей в Хиросиме (Япония), Музей еврейского наследия и Холокоста в Москве.
В 1951 году парламент Израиля принял Закон о Памяти Катастрофы. Согласно ему, неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при этом собственной жизнью, присуждается звание «Праведник народов мира».
Среди лиц, удостоенных звания, больше всего граждан Польши — 6863 человека. Далее идут Нидерланды — 5669 человек, Франция — 4056 человек. Среди стран бывшего СССР более всего «Праведников народов мира» на Украине — 2619 человек. В Литве звания удостоены 893 человека, в Беларуси — 650, в России — 206.
На медали, которую вручают при присвоении этого звания, выгравированы слова: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». И эта надпись неслучайна, ведь многие праведники, рискуя свой собственной жизнью и жизнью членов своей семьи, могли спасать всего одного чужого и не родного им человека.
«Было бы опасной ошибкой думать о Холокосте как о безумном поступке группы нацистских преступников. Напротив — Холокост стал кульминацией тысячелетий ненависти, дискриминации и клеветы против евреев, того, что сегодня мы называем антисемитизмом», — говорил Генеральный секретарь ООН АнтониуГутерреш.
И действительно, как объяснить, что всего лишь поколение назад миллионы людей убивали других людей? Как говорить о таких невероятных преступлениях? Однако, мы должны и будем это делать, потому что будущие поколения должны знать о прошлом, чтобы уберечь себя от подобной судьбы в будущем.
Этот день даёт государствам возможность участвовать в дальнейшей борьбе с антисемитизмом и расизмом и разрабатывать образовательные программы, которые позволят предотвратить повторение подобных злодеяний в будущем, чтобы помнили…
Учащиеся почтили память жертв Холокоста минутой молчания.