Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 мая 2020 г. №215 утверждено Положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2020 года.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 июня 2020 г. №280 в Положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2020 года внесены изменения, добавлено еще одно тематическое направление.
Сочинения на муниципальный этап конкурса принимаются до 13 сентября 2020 года.
Конкурс проводится среди 5 возрастных групп участников Конкурса:
1-я группа – обучающиеся 4-5 классов;
2-я группа – обучающиеся 6-7 классов;
3-я группа – обучающиеся 8-9 классов;
4-я группа – обучающиеся 10-11 классов
Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
Тематические направления Конкурса:
1.«И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…» (К. Симонов): 2020 год – Год памяти и славы.
«Он гением блистал в бою любом…» (Дж. Г. Байрон): 290-летие со дня рождения А.В. Суворова. Самый холодный материк на Земле: 200-летие открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Охраняя растения, охраняем жизнь: 2020 год – Международный год охраны здоровья растений. «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» (Г.Х. Андерсен): от «зеленой» школы к «зеленой» планете.
«У математиков существует свой язык – это формулы»: 170-летие со дня рождения С.В. Ковалевской.
«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание» (К. Паустовский): юбилеи российских писателей. Е.А. Баратынский (220), А.А. Фет (200), А.Н. Апухтин (180), А.П. Чехов (160), И.А. Бунин (150), А.И. Куприн (150), А.С. Грин (140), А. Белый (140), А.А. Блок (140), С. Черный (140), Б.Л. Пастернак (130), С.А. Есенин (125), О.Ф. Берггольц (110), 4 Положение о Конкурсе - 04 А.Т. Твардовский (110), Ф.А. Абрамов (100), А.Г. Адамов (100), Ю.М. Нагибин (100), Д.С. Самойлов (100), В.М. Песков (90), Г.М. Цыферов (90), И.А. Бродский (80).
«Книга – это духовное завещание одного поколения другому» (А. Герцен): юбилеи литературных произведений. 200 лет со времени публикации поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина (1820), 190 лет со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина (1830), 190 лет со времени написания цикла «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина (1830), 180 лет со времени публикации романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтова (1840), 160 лет со времени публикации романа «Накануне» И.С. Тургенева (1860), 150 лет со времени выхода в свет трагедии «Царь Борис» А.К. Толстого (1870), 150 лет со времени издания романа «История одного города» М.Е. СалтыковаЩедрина (1870), 140 лет со времени издания романа «Господа Головлёвы» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1880), 120 лет со времени издания рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина (1900), 110 лет со времени выхода сборника стихотворений «Вечерний альбом» М.И. Цветаевой (1910), 90 лет со времени публикации повести «Школа» А.П. Гайдара (1930), 90 лет со времени выхода отдельным изданием в Париже романа «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина (1930), 90 лет со времени издания в Берлине романа «Защита Лужина» В.В. Набокова (1930), 90 лет со времени написания повести «Котлован» А.П. Платонова (1930), 90 лет со времени написания и публикации стихотворения «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршака (1930), 80 лет со времени написания и публикации повести «Тимур и его команда» А.П. Гайдара (1940), 80 лет со времени первого полного издания романа в четырех книгах «Тихий Дон» М.А. Шолохова (1940), 60 лет со времени выхода в свет романа «Кащеева цепь» М.М. Пришвина (1960), 60 лет со времени публикации поэмы «За далью – даль» А.Т. Твардовского (1960), 60 лет со времени выхода в свет романа «Поднятая целина» М.А. Шолохова (1960), 50 лет со времени выхода из печати сборника стихотворений «Уроки музыки» Б.А. Ахмадулиной (1970), 50 лет со времени публикации повести «Сотников» В. Быкова (1970), 50 лет со времени публикации повести «Белый пароход» Ч. Айтматова (1970).
«Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!» (Альберт Эйнштейн): 2018-2027 годы – Десятилетие детства в России.
Человек, общество и освоение новых видов энергии: 100 лет плану ГОЭЛРО.
Разъяснения по содержанию тематических направлений даются в Методических рекомендациях по организации и проведению Всероссийского конкурса сочинений 2020 года, размещенных на официальном сайте Конкурса.
Выбор тематического направления осуществляет участник Конкурса.
Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
Все конкурсные сочинения выполняются участниками Конкурса в письменном виде на бланке Конкурса. Образец оформления конкурсного сочинения и бланк Конкурса размещены на сайте Конкурса.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВКC
1«История разведки – история страны»: 100-летие Службы внешней разведки Российской Федерации
2
«И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...»
3
«Он гением блистал в бою любом»
4
«Самый холодный материк на Земле»
5
«Охраняя растения, охраняем жизнь»
6
«Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок»
7
«У математиков существует свой язык – это формулы»
8
«Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание»
9
«Книга – это духовное завещание одного поколения другому»
10
«Я рожден, и это все, что необходимо, чтобы быть счастливым!»
11
«Человек, общество и освоение новых видов энергии»
ЖАНРЫ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
РАССКАЗ
небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя. Рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет одну сюжетную линию
СКАЗКА
эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы
ПИСЬМО
эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности
ДНЕВНИК
форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного). Дневник содержит записи о текущих событиях, представляемых в хронологическом порядке. Этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события. Рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность. 2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения
ОЧЕРК
в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка — писание с натуры
РЕПОРТАЖ
жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор. В композиции репортажа можно выделить три части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)
ИНТЕРВЬЮ
жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики
СЛОВО
литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания. В древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением
ЭССЕ
жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Выбор темы эссе определяется личным интересом автора
РЕЦЕНЗИЯ
критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением. Предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению