21 февраля отмечался День родного языка. Это отличное время, чтобы поговорить с учениками о языковом разнообразии и о важности изучения родного языка. Сколько языков мы можем потерять уже в ближайшее время? А сколько – уже потеряли? Почему так важно беречь языки? Ответы на эти вопросы ребята 5 «Б» класса (классный руководитель Малькова Татьяна Григорьевна) смогли найти в новом видеоуроке «Исчезающие и исчезнувшие языки» от образовательного портала Видеоуроки.net
В мифах разных народов есть распространённый сюжет: о том, как возникли разные языки. Обычно этот сюжет преподносится как нечто трагичное. Ведь из-за разного языка люди не могут понять друг друга! А вот филологи, наоборот, полагают, что много языков — это хорошо. И сейчас, когда мы можем потерять языковое разнообразие, лингвисты всех стран бьют тревогу. И утверждают, что обязательно нужно изучать родной язык, пусть даже это и язык маленького племени или деревни.
Но почему языковое разнообразие — это хорошо? И зачем вообще охранять исчезающие языки? Создатели видеоурока попытались представить, как образовывались языки в древности.
Затем поговорили о понятии «лингвистического мешка». Это местность, где из-за особенностей рельефа жителям разных поселений трудно общаться между собой. В таких «мешках» каждая деревенька, каждое племя будут иметь своё отдельное наречие.
Также была затронута проблема исчезновения языков в «лингвистических мешках». И поговорили о причине этой проблемы. Затем обратились к вопросу о языках, которые уже исчезли или находятся под угрозой исчезновения. В России есть немало таких языков. Мы узнали, что такое степени сохранности языка и рассмотрели особенности некоторых языков, которые скоро могут исчезнуть.
Полученная информация была для учеников очень полезной и познавательной.